Кыргызстан расположен в зоне формирования водного стока Центральной Азии. 40% водных ресурсов в регионе формируется в Кыргызстане (60% или примерно 64 куб. км — в Таджикистане). Поэтому эти страны называют «водонапорными башнями» Центральной Азии. Остальные страны – в зоне рассеивания стока. Из стока рек Нарын-Сырдарья Узбекистан получает 50,5%, Казахстан 42%, Таджикистан 7% и Кыргызстан 0,5%. Сток рек Чу-Талас распределяется между Кыргызстаном и Казахстаном примерно пополам.
“Общий объем имеющихся запасов воды в Кыргызстане составляет по оценкам 2458 км³, включая 650 км³ воды (26,4%), хранящейся в ледниках,(8 тыс. кв. км.), 1745 км³ в озерах (71%), а также 13 км³ потенциальных запасов подземных пресных и минерально-термальных вод (0,5% или 10545,2 тыс. куб. м.) и от 44,5 до 51,9 км³ среднегодового речного стока (2%). Общий годовой объем возобновляемых водных ресурсов оценивается в 46,5 км³.”- по данным Национального института стратегических исследований КР.
Воды есть, но ее как бы и нет.
Однако, несмотря на обладание титула “водонапорной башни”, кыргызстанцы все чаще и чаще сталкиваются с вододефицитом. Одна из проблем нехватки воды — это потеря воды при ее транспортировке, либо вообще отсутствие водной инфраструктуры.
Так по данным Всемирного Банка, по Кыргызстану в 600 селах нет чистой воды из-за износа водопроводных труб или остановки работ по прокладке водопровода. Более чем в 300 селах никогда не было системы питьевого водоснабжения, это учитывая, что всего в стране насчитывается около 1 800 населенных пунктов. Около млн. жителей из 7 млн. нуждаются в помощи в обеспечении доступа к чистой питьевой воде. В настоящее время 40% населения страны пьет воду из арыков, рек, каналов, родников или использует привозную воду.
Вторая проблема, это изменение климата и повышение температуры
«Изменение климата имеет прямое влияние на распределение водных ресурсов. В Кыргызстане за 20 лет средняя температура повысилась с 4.8°C до 6°C. По самым пессимистичным прогнозам, за это столетие средняя температура в Кыргызстане может повыситься на 8°C от сегодняшней средней температуры. Из-за своего географического местоположения, Кыргызстан является одной из самых уязвимых стран к изменению климата в регионе Центральной Азии,» — отмечал еще в 2017 году специалист ЮНИСЕФ по изменению климата Николас Мулиню (Nicholas Molyneux).
Основные источники воды для питания рек и других водоемов — это ледники и осадки. Из-за повышения температуры количество ледников и осадков стремительно уменьшается. Особенно четко это можно увидеть на примере ледников, так за 70-летний период зона оледенения КР сократилась на 16%, по данным издания “Политклиника”.
Последствия
Фермеры в Кыргызстане уже сталкиваются с засухой и нехваткой поливной воды. В итоге, уже сейчас цены на продовольствие уже становятся выше. Из-за поисков более благоприятных условий увеличивается в регионе количество мигрантов и по прогнозу Всемирного Банка, в 2050 году в Восточной Европе и Центральной Азии может появиться до 5,1 миллиона «климатических» мигрантов. Из них до 2,4 миллиона «климатических» мигрантов будут жить в Центральной Азии.
“Ожидается, что зонами оттока «климатических» мигрантов станут территории вдоль южной границы Казахстана, районы, прилегающие к Ферганской долине в Узбекистане и Таджикистане, а также земли вокруг Бишкека», — говорится в докладе.
Что нужно делать?
Кыргызстанские эксперты считают:
- Необходимо пересмотреть имеющиеся договоренности по вопросам общего использования воды и энергоресурсов между странами ЦА;
- Увеличить финансирование на инфраструктуру основных водных источников ЦА;
- Строить водохранилища, бассейны декадного регулирования и бассейны суточного регулирования;
- Использовать водосберегающие технологии.
Автор материала Айдина Эдилева
При подготовке использованы следующие источники: Климатическая сеть CAN ВЕКЦА (Бактыгуль Чыныбаева); “ПолитКлиника” (Чолпонбек Сабырбеков, Чынаргуль Жумабекова, Эркайым Асанканова.); Национальный институт стратегических исследований КР, Тологонов Э.Б.
Данная публикация составлена и издана в рамках проекта «Устойчивость молодежи к изменению климата», финансируемого Европейским Союзом. Проект реализуется под общей координацией Норвежского Общества Охраны Окружающей Среды в партнерстве с экологическим движением «БИОМ» и общественной организацией «ГЛИП». Данный пост опубликован при поддержке Европейского Союза. Содержание публикации может не отражать точку зрения Европейского Союза.